?

Log in

No account? Create an account

Альвиан Тхелидзе


Previous Entry Share Next Entry
ВГСХА и ЦПУ: дружба, проверенная временем
alwian
Между студентами Царицынского Православного университета и студентами философского кружка при ВГСХА, возглавляемым кандидатом философских наук Ларисой Николаевной Шадриной, сложились тёплые отношения. Часто проводятся совместные встречи.
А зарождались наши отношения так. Однажды студенты факультета Церковного пения и педагогики, во главе с протодиконом Сергием Колосковым, показали концерт в здании ВГСХА. После того, как концерт окончился, им стали задавать вопросы, касающиеся православной веры. Ребятам было трудно отвечать на сложные вопросы, и они посоветовали студентам ВГСХА встретиться со студентами богословского факультета ЦПУ. В то время старшим воспитателем богословского факультета был иерей Сергий Ермолов. Он и предложил мне заняться проведением таких собраний с ребятами из сельхозакадемии. Первая встреча проходила в здании ВГСХА,.
Скоро такие встречи стали частыми, и проводятся как в стенах академии, так и у нас в Православном университете.
Для нас – студентов Православного университета, такие встречи представляют ниву для миссионерского служения. Это возможность рассказать о вере. И когда мы видим плоды от таких встреч, - то вместе радуемся. Ведь если наша первая встреча касалась православия опосредованно, т.к. студенты ВГСХА предложили поговорить о месте религии в современном мире, то постепенно беседы стали иметь более узкую конфессиональную направленность. Со временем стали обсуждаться даже такие темы, как "Богословие иконы", "О.Павел Флоренский" и т.д.
Более того, последняя встреча уже начиналась и заканчивалась общей молитвой. Во время первых встреч реально ощущалось, как далеки многие студенты ВГСХА от Церкви. Сейчас же некоторых из них можно встретить молящимися во время всенощного бдения в Свято-Духовом монастыре.
Несмотря на то, что беседы стали носить всё более и более богословскую составляющую, не была утрачена и философская мысль. На встречах мы разбираем состояние современной философии, в частности постмодернизма. Также бывают ссылки на античных мыслителей. Больше всего внимания, конечно, уделяется русской религиозной философии. Ведь она являет собой удивительный феномен в истории человеческой мысли: попытку посмотреть на православное богословие сквозь призму философии. Русская религиозная философия сделала своё дело – вернула часть русской интеллигенции в лоно Церкви.
Русские философы показали, что православие не есть что-то тёмное, лапотное и суеверное. Они, а в частности отец Павел Флоренский, явились апостолами православия среди русской интеллигенции рубежа XIX-ХХ вв. И для нас очень важно показать современной молодёжи, что Церковь  - это не группа религиозных фанатиков. Для нас важно показать, что образованный человек может верить ничуть не меньше человека малограмотного, и никакие новые научные открытия не могут опровергнуть православного учения. Именно поэтому мы предложили провести студентам сельхозакадемии вечер памяти отца Павла Флоренского. Он крупный богослов, философ, помимо этого физик, математик, исследователь вечной мерзлоты. И этот человек верил в Бога, верил до смерти! Он умер за свою веру.
И мы считаем, что в современном секулярном мире недостаточно ограничиваться одними лишь богословскими знаниями. Современная наука часто в своих заявлениях делает вызов Церкви. Таким вызовом является дарвинизм. В вузах до сих пор преподаётся теория эволюции Ч. Дарвина, как единственно верная. Для многих молодых людей именно она является камнем преткновения по дороге в храм. Во время беседы на тему "Наука и религия", мы в основном говорили о дарвинизме. Сначала мы просмотрели научно-популярный фильм "тайна происхождения вселенной", где утверждается невозможность происхождения жизни спонтанно, без участия Живой Разумной Силы. Затем мы говорили о креационизме, о смене парадигм.
Но мало сказать людям, что Бог есть. Нужно донести и мысль о том, что нужно жить по Его заповедям, воплощать в жизнь Его учение. На наших встречах поднимаются вопросы нравственности в разных её проявлениях.
К примеру, на встрече, посвящённой музыке, говорилось о вреде тяжёлой музыки, от музыки же речь переходила и к тем субкультурам, которые зарождаются вокруг тех или иных музыкальных течений. Воспроизводили файлы с классической музыкой, а также прослушивали духовные знаменные песнопения.
Часто беседы специально уводим в сторону от основной темы, выбранной для встречи. Это делается для того, чтобы рассказать о быте тех людей, которые тесно связали свою жизнь с Церковью. Ведь людям, живущим вне Церкви тяжело сделать первый шаг, переступить порог храма. Потому что за порогом начинается что-то незнакомое, таинственное. Страх, что неофит может что-то не так сделать, сдерживает его. Чтобы проще было сделать первый шаг, мы пригласили студентов ВГСХА на вечернее правило в монастырь. В это время в храме бывает мало людей, и студентам академии легче что-либо у нас спросить. Некоторые из ребят приложились к мощам священномученика Николая Попова, некоторые же сказали, что пока не готовы к этому. Но ведь первый шаг сделан, и это важно. Теперь уже не так страшно, теперь уже легче сделать второй шаг.
Но есть одна грустная нотка во всём этом рассказе: - я не знаю, кто сохранит эти традиции в дальнейшем. Кто-то должен взять в следующем году организационные дела на себя. Сейчас чаще всего приходят ребята из моего курса, который уже в этом году готовится к выпуску. Также приходят девушки из факультета Церковного пения и педагогики, но они по присущей им скромности предпочитают больше слушать, нежели говорить. Среди ребят младших курсов особого горения не наблюдается, нет человека, кто бы этим занялся на следующий год. Ведь для проведения таких мероприятий следует тратить много личного времени, а порой и часть скромных студенческих финансовых средств. На последнюю встречу в этом году согласился прийти иеромонах Николай (Чеботарёв), он принял участие в беседе со студентами. Мы надеемся, что традиция общения двух учебных заведений не закончится с выпуском нашего курса, на котором я учусь. Ведь со стороны студентов ВГСХА интерес к Православному университету не падает, а возрастает. К примеру, на последнюю ко времени написания этой статьи встречу, помимо ребят, давно посещающих эти собрания, пришли одиннадцать человек, ранее не принимавших участия в подобных мероприятиях. Сам же философский кружок, созданный Ларисой Николаевной Шадриной, окончательно переориентировал себя на общение с Царицынским Православным университетом, хотя раньше этот кружок проводил встречи и с другими вузами.

Тхелидзе Альвиан, чтец. "Православное слово", №11, ноябрь 2009 г. С.7.